МОДУЛЬ I
ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ «БИЗНЕС-ТРЕНЕР». СОЗДАНИЕ ОБУЧАЮЩЕГО ПРОДУКТА
Профессиональные компетенции бизнес-тренера
◾ Профессия бизнес-тренер (бизнес-преподаватель). Значение и влияние авторитета и личного бренда в профессии бизнес-тренер. Развитие навыков личного брэндинга.
◾ Роль и задачи бизнес-тренера.
◾ Что должен знать и уметь профессионал, преподающий в бизнес-среде. Ключевые профессиональные компетенции бизнес-тренера:
◾ психолого-педагогические компетенции;
◾ компетенции в предметной области;
◾ корпоративные компетенции;
◾ отраслевые компетенции;
◾ компетенции макроуровня;
◾ личностные компетенции и их развитие: самоменеджмент, эмоциональный интеллект, коммуникативные навыки и другие.
Основы обучения взрослых: принципы, методы, технологии
◾ Образование будущего: особенности и тренды.
◾ Виды, формы, форматы, методы, методики современного обучения. Обучение в классе и обучение на рабочем месте («в поле»).
◾ Особенности обучения взрослых. Свойства внимания, памяти, восприятия информации. Значение имеющегося опыта и компетенций обучаемых.
◾ Влияние методов обучения на вовлеченность и усвоение знаний. Критерии выбора методик и приемов обучения. Умение мыслить компетенциями и навыками. Принципы подбора методов обучения при аудиторном и «полевом» тренинге.
От идеи к содержанию: создание обучающего продукта
◾ Определение целей и задач обучения: работа с заказчиком (ключевым стейкхолдером). Формулирование ожидаемых результатов обучения.
◾ Исследование и анализ целевой аудитории: ключевые характеристики, ожидания и мотивы обучающихся. Как это влияет на разработку тренинга.
◾ Формулировка темы обучения, написание программы. Создание архитектуры и дизайна обучающего курса.
Домашнее задание: Разработать план развития личного бренда (своего бренда бизнес-тренера). Выбрать вид, форму, формат для вашего обучающего тренинга. Определить цели и задачи обучения в соответствии с требованиями заказчика обучения. Провести анализ целевой аудитории и описать характеристики, ожидания и мотивы обучающихся. Сформулировать тему обучения, написать программу. Разработать архитектуру и дизайн обучающего курса.
МОДУЛЬ II
ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩЕГО КУРСА
Разработка учебных материалов
◾ Подбор контента для обучающего тренинга.
◾ Выбор методик обучения: лекция, семинар, проблемная дискуссия, разбор кейсов, мозговой штурм, ролевая игра, деловая игра и др.
◾ Определение приемов работы с группой: фасилитация, модерация и др.
◾ Создание учебного пособия. Подготовка всех необходимых учебных материалов (заданий, тестов, упражнений, инструкций и пр. )
◾ Разработка визуальных средств обучения: презентации (слайдов), наглядных материалов.
◾ Сетка или матрица тренинга. Создание пошагового плана обучения с таймингом и раскадровкой. Матрица аудиторного и «полевого» обучения.
◾ Связующие элементы процесса обучения. Упражнения для поддержания энергии группы, фокусировки внимания обучающихся, разминочные техники и др.
◾ Особенности разработки полевого тренинга. Принципы, правила, методы.
Домашнее задание: Подобрать необходимый контент и разработать учебные материалы по выбранной вами теме обучения. Подобрать соответствующие методики и приемы для вашего обучающего курса. Подготовить учебное пособие. Разработать визуальные средства обучения Создать пошаговый план обучения с таймингом и раскадровкой.
МОДУЛЬ III
ПРОВЕДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ. ОЦЕНКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
Работа с аудиторией: проведение обучающего тренинга
◾ Групповая динамика: стадии и этапы. Управление групповой динамикой. Потребности участников и действия тренера на разных этапах группового процесса.
◾ Вступительная часть: как привлечь внимание аудитории и настроить на продуктивную работу.
◾ Основная часть: изложение материала
◾ ораторское мастерство бизнес-тренера: красноречие, голос, дикция,
◾ интонация, жесты, мимика, дар убеждения как искусство
◾ взаимодействия с аудиторией;
◾ навыки работы с техническими средствами обучения и учебными материалами;
◾ сложные слушатели и правила взаимодействия с каждым типом
◾ сложных слушателей.
◾ Заключительная часть: как подвести итоги и завершить тренинг. Выдача домашнего задания, дополнительной литературы и другие аспекты завершения обучения. Подготовка участников к процедуре оценки знаний.
◾ Особенности проведения полевого тренинга. Принципы, правила, методы.
Оценка и анализ результатов обучения.
◾ Подбор методик и приемов промежуточной оценки уровня усвоения материалов обучения участниками.
◾ Разработка процедуры итоговой оценки полученных знаний: как подготовить и провести эффективный экзамен, зачет, защиту итогового проекта. Методы и подходы. Описание критериев оценки.
◾ Анализ результатов оценки и принятие решений в соответствии с ними:
◾ сравнение результатов с изначально поставленными целями и задачами обучения;
◾ оценка эффективности применения выбранных методов, методик и приемов обучения.
◾ Самосовершенствование в работе бизнес-преподавателя:
◾ собственная оценка качества взаимодействия с аудиторией. Сбор и анализ обратной связи от обучаемых;
◾ определение компетенций, требующих улучшения и работа над их развитием.