Центр развития, коммуникации и поведения ЛогоМед
Минск, ул. Матусевича, 56Двуполушарный подход к обучению предполагает параллельное обращение к резервам обоих полушарий мозга ребенка. Практическое воплощение такого подхода состоит в таком структурировании преподносимого материала, при котором каждое изучаемое понятие помещается как бы в точку пересечения двух лучей – логического и обmerypoppinsразного. В результате возникает то, что мы условно называем объемным видением, или «стереоскопическим эффектом». При этом качественно меняется весь процесс обучения и его результат.
Обращение к правому полушарию достигается благодаря объяснению учебного материала – через вербальные и графические элементы. Огромное значение при этом приобретает включенная лингвистическая наглядность: она представляет собой иллюстративный ряд, ассоциативно демонстрирующий грамматическую, звуковую и орфографическую информацию.
Логический подход реализуется не только в схемах, алгоритмах, формулировках, но также в осмыслении и анализе образного материала: выявление в рисунке заложенной в нем логической информации требует от ребенка интенсивной аналитической работы. Таким образом, одновременно активизируется работа обоих полушарий; это ведет к более глубокому осмыслению материала и, что еще важнее, способствует более сбалансированной работе мозга, гармонизации его деятельности.
Лексическая наполняемость текста, его ритмическая организация, характер рисунков, компоновка материала на странице и развороте – все работает на формирование еще одной значимой установки: учиться легко, как летать во сне! Кроме того, в тексте учебника (включая теоретический материал) через определенные промежутки расставлены «эмоциональные вешки» – слова с эмоциональными компонентами значений, позволяющие сохранять эмоциональность восприятия на всем протяжении темы. В учебниках демонстрируется попытка прогнозировать психоэмоциональную реакцию ребенка на каждую единицу языка, включенную в текст учебника, любой графический элемент, образ, цвет и так далее. Именно этим во многом определяется отбор материала.
Развитие речи – уникальный компонент в структуре курса развития познавательных функций ребенка. Базой для формирования навыков речевой деятельности становится развитие творческого воображения и фантазии, постоянная работа со зрительными образами, огромное внимание к деталям, использование метода аналогии, как одного из самых эффективных в обучении: в частности, аналогии между построением «картинки» и построением высказывания, между прочитыванием «картинки» и прочитыванием высказывания.
Главной задачей двуполушарного развития и обучения на первый план выходит не обучение определенным мыслительным операциям (сравнить, доказать, сформулировать вывод и т. д. ), а формирование продуктивного, небанального мышления, создание предпосылок для генерирования ребенком нового – новых образов и новых идей, развитие его способностей и интуиции.
Двуполушарное обучение и развитие является базой для становления фотографической памяти, которая понадобится детям для изучения иностранных языков. Благодаря данному подходу к обучению происходит развитие «орфографической зоркости», также является неотъемлемой частью успешного написания детьми диктантов, изложений, сочинений. Усваивая эту методику, ребенок вполне может стать «королем жизни», так как мы постоянно неосознанно развиваем интуицию и чутье, которые пригодятся не только в дальнейшей учебе, но и в будущей жизни.
Лозунг двуполушарного обучения и развития «учиться на самом деле легко и интересно». Двуполушарный метод обучения обеспечивает «объемное» видение материала и гармонично развивает очень многие грани ребенка. В результате процесс обучения и развития становится качественным и эффективным. Его результат отражается в интеллектуальной, психической, эмоциональной физической сферах развития ребенка.
В двуполушарном обучении и развитии каждое образ-слово соответствует определенному образу-картинке, связанной напрямую с жизнью ребенка.
ИП Катайкина Г. Р. , УНП 192101333